25 декабря 2023

26 декабря исполняется 70 лет Дмитрию Алексеевичу Астахову

26 декабря исполняется 70 лет Дмитрию Алексеевичу Астахову – известному учёному в области морфологии, систематики, биологии и распространения рифовых рыб, кандидату биологических наук, ведущему научному сотруднику Лаборатории океанической ихтиофауны Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Дмитрий Алексеевич Астахов родился в Москве 26 декабря 1953 года. После окончания средней школы в 1971 г. поступил и в 1976 г. окончил Биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кафедру ихтиологии, параллельно с обучением в МГУ получил водолазную квалификацию, закончив Водолазную школу.

25 12 23 001

Астахов Дмитрий Алексеевич

В 1976 г. Д.А. Астахов поступил в аспирантуру Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР, а с 1979 г. стал сотрудником Лаборатории океанической ихтиофауны Института в должности младшего научного сотрудника, где работает и в настоящее время уже в должности ведущего научного сотрудника. В 1984 г. Дмитрий Алексеевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук на тему «Морфология сейсмосенсорной системы сарганообразных рыб и её значение в систематике группы» по специальности «ихтиология». Специализируется на изучении морфологии, систематики, биологии и распространения рифовых рыб.

Дмитрий Алексеевич участвовал в 28 океанических и прибрежных морских экспедициях в различные районы тропической Индо-Пацифики.

Он проводил подводные исследования в Тихом океане: в водах Вьетнама (12 экспедиций), Тайваня (2 экспедиции), Индонезии (3 экспедиции) (Ява, Бали, Флорес, Западная Новая Гвинея), в Индийском океане: в водах его западной части (9 экспедиций) (Персидский залив, Шри-Ланка, атоллы Ари, Космоледо, Альдабра, Фаркуар, острова Нуси-Бе, побережье Кении, остров Маврикий), а также в северной (залив Эйлат/Акаба) и в южной (острова: Ханиш, Зукар, Ардын) частях Красного моря (2 экспедиции). В процессе этих работ Д.А. Астахов изучал видовой состав и распределение рифовых рыб в коралловых экосистемах перечисленных районов.

С 1987 г. принимает участие в исследованиях Российско-вьетнамского научно-исследовательского и технологического центра по программе изучения биоразнообразия коралловых рифов вод Вьетнама и проведении мониторинга рифовых сообществ на основе учёта видового состава ключевых индикаторных семейств рифовых рыб. Для рифов залива Нячанг, формирующих наиболее биоразнообразную коралловую экосистему вод Вьетнама, Д.А. Астахов предложил и продемонстрировал новую модель мониторинга рифов, основанную не только на измерении кораллового покрытия, но и на учёте видового состава ключевых индикаторных семейств рифовых рыб и симбиотических актиний анемоновых рыб и рыб-симбионтов. Симбиотические актинии анемоновых рыб малочувствительны к высоким уровням седиментации и совсем нечувствительны к присутствию морской звезды акантастера, поедающего кораллы, что позволяет использовать эту группу актиний в мониторинговых исследованиях для селективной оценки воздействия различных факторов на коралловую экосистему.

Вторым параллельным направлением научной деятельности Д.А. Астахова явились экспериментальные работы, которые он начал в Лаборатории океанической ихтиофауны в 1979 г. Они касались исследования симбиозов: актинии-анемоновые рыбы в экспериментальных морских системах замкнутого цикла. В 1987 г. в лабораторных системах была сформирована клональная культура основного для большинства видов анемоновых рыб вида симбиотической актинии, состоящая из активно делящихся актиний. Параллельно были получены личинки анемоновых рыб, выращены до метаморфоза и были проведены эксперименты по скорости оседания личинок в актинии на разных стадиях метаморфоза и после него. Работы продолжались до 1995 г., когда из-за технических сложностей эксперименты пришлось перенести из Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН в Лабораторию морских рыб и беспозвоночных Московского зоопарка, куда была передана и клональная культура актиний. К настоящему времени возраст этой клональной культуры актиний превысил 36 лет. В этой лаборатории Д.А. Астахов вырастил ещё 9 видов анемоновых рыб и протестировал время оседания разных стадий развития этих рыб в специфическую и неспецифическую актинии. Эксперименты были проведены с 35,7% мировой фауны анемоновых рыб. Кроме того, экспериментально было показано, что максимальный срок жизни анемоновых рыб превышает 24 года.

Наблюдения в природе и экспериментальные данные позволили Д.А. Астахову создать модель реинтродукции анемоновых рыб на рифы тех акваторий Индо-Пацифики, где они вместе с актиниями погибли в результате природных аномалий (например, временное значительное повышение температуры воды) или были изъяты промыслом. Этот подход предполагает адаптацию в лаборатории выращенных мальков как к специфическим для данного вида актиниям, так и к неспецифическим, с последующим вселением мальков анемоновых рыб на риф в разных вариантах.

25 12 23 002

Фото Pterois miles на изолированном рифе атолла Ари,
Индийский океан, на втором плане – Д.А. Астахов

Дмитрий Алексеевич является ветераном Института океанологии, посвятив 47 лет своей жизни научной деятельности в Лаборатории океанической ихтиофауны, является автором более 80 научных работ в рецензируемых изданиях и соавтором 3-х книг, одна из которых опубликована во Вьетнаме. Д.А. Астахов входит в состав Ученого совета ИО РАН и редколлегий журналов: «Вопросы ихтиологии/Journal of Ichthyology» и «Океанологические исследования».

Коллеги, друзья, дирекция Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН,
Редакции журналов «Океанологические исследования» и «Океанология»
поздравляют Дмитрия Алексеевича с 70-летием, желают ему крепкого здоровья и благополучия,
неиссякаемой энергии для дальнейших творческих побед на пользу морской науки,
новых экспериментов и уникальных результатов исследований, а также
новых ярких фотосессий с глубин совместно с прекрасными представителями глубин.

В преддверии нового экспедиционного сезона пожелаем Дмитрию Алексеевичу успешных погружений!

Вы находитесь здесь:Главная/Объявления/26 декабря исполняется 70 лет Дмитрию Алексеевичу Астахову